RSS

Трамвайное депо им. Н.Э. Баумана

Трамвайное депо им. Н.Э. Баумана

 

 

Трамвайный парк в Ростокино, запроектированный еще в дореволюционное время, начал строиться в 1932 году, и с 1 ноября 1933 года он получает статус самостоятельного предприятия и название "Ростокинское трамвайное депо". Построенное в годы первых советских пятилеток трамвайное депо отвечало самым последним требованиям технических достижений в области городского пассажирского транспорта, его техническая база была одной из наиболее оборудованных и позволяла начать эксплуатацию современного подвижного состава.

 


Здание диспетчерской трамвайного депо им. Баумана, построенное в 1930-е годы

 

С началом Великой Отечественной войны московский трамвай стал перестраивать свою работу. С приближением фронта к городу режим его работы всё больше становился подчинен требованиям военного времени. В первые же дни в армию были мобилизованы многие вагоновожатые, кондукторы, ремонтные рабочие депо и заводов СВАРЗ и термитно-стрелочного. На замену ушедшим на фронт мужчинам пришли женщины. «К рулю автобусов и троллейбусов, управлению трамваями пришли женщины, заменившие мужчин, призванных в армию. Осваивая профессии шоферов и вожатых, они работают по 10-12 часов... Вожатые, шоферы и ремонтные рабочие несут вахту по две и даже три смены подряд». (из газетной статьи).

 В первый же день войны в Москве было объявлено военное положение, и тогда же в городе приказом по местной противовоздушной обороне был объявлен строгий режим светомаскировки. В тёмное время суток вагоны трамвая стали работать с уменьшенным освещением и бледными лампами и фарами, закрытыми специальными маскировочными сетками. Была проведена светомаскировка всех зданий депо. Постановлением исполкома Моссовета был изменён график работы трамвая: первые вагоны выходили на линию в 4 часа утра, а последние заканчивали работу в 24 часа.

В конце июня 1941 года были разработаны правила работы вагонных бригад в условиях воздушной тревоги и химического нападения. Вот выдержка из правил:

 

«1. С объявлением угрожаемого положения в городе вагоновожатые и кондукторы на работе обязаны иметь исправный противогаз.

2. В ночное время нормальное освещение вагонов переключается на маскировочное (пониженный накал).

3. По сигналу "Воздушная тревога" вагоновожатые обязаны остановить поезд трамвая в таком месте, где они не мешали бы уличному движению. Категорически запрещается останавливать поезда на перекрестках улиц и переулков, на мостах, против подъездов крупных фабрик, заводов, складов и гаражей, против зданий пожарных и воинских частей, больниц.

4. При остановке поезда вагоновожатые должны соблюдать интервал между соседними вагонами не менее 50-100 метров.

5. После остановки вагонов необходимо:

а) затормозить поезд ручным тормозом;

б) оттянуть дугу от провода и в оттянутом положении закрепить ее верёвкой;

в) освободить вагоны от пассажиров;

г) плотно закрыть двери и окна вагона;

д) остаться в вагоне и вести наблюдение за всем происходящим на улице.

6. При обнаружении повреждения пути, провода, подвижного состава или при заражении их отравляющими веществами вагоновожатые обязаны немедленно сообщить об этом по телефону или нарочным участковому ревизору движения или диспетчеру.

7. По сигналу химической тревоги вагоновожатые и кондуктора надевают противогазы.

<…>

10. После отбоя воздушной тревоги распоряжением участковых ревизоров движение вагонов восстанавливается.

11. Вагоновожатым и кондукторам категорически запрещается покидать вагон, за исключением несчастных случаев».

 

Приведенные выше пункты инструкции наглядно показывают, каким образом вся страна, все города, все службы, каждый житель столицы переходили к вынужденному, непростому образу военной жизни.

В начале июля трамвай еще работал в прежнем режиме: «В Москве все виды городского транспорта работают чётко и бесперебойно. Количество автобусов и трамваев не сокращено. Несмотря на светомаскировку, транспорт работает безаварийно и выполняет план перевозки» (из газетной статьи). Трамвай № 5, двигавшийся по маршруту от конечной станции Ростокино через Ржевский вокзал (ныне Рижский), Трифоновская улицу, площадь Борьбы, Лесная улицу и Белорусский вокзал до стадион юных пионеров (ст. м. «Динамо»), и трамвай № 17, ходивший тогда от Ростокино до Трубной площади, также продолжали работать в штатном режиме.

В это непростое время коллектив депо выполнял важнейшие заказы ГКО, а также отправил на фронт многих своих работников. К примеру, для создания заградительных аэростатов, которые препятствовали бы проникновению в город немецких самолетов, группа инженерных работников во главе с С.С.Тихомировым организовала производство водорода на тяговой подстанции № 29 в Ростокино.

 

Двадцать восемь работников депо не вернулись с войны.

Василий Григорьевич Карачевский, родившийся в 1916 году в деревне Горенка Орловской области, пропал без вести в марте 1942 года.

Младший лейтенант Василий Николаевич Богородский, заместитель командира роты автоматчиков 158-й стрелковой дивизии, был ранен в тяжелых боях за город Ржев и умер от ран 13 марта 1942 года.

Евлампий Ульянович Гаврилов, помощник политрука 3-й гвардейской стрелковой дивизии, погиб в бою за станцию Синявино на Волховском фронте в сентябре 1942 года.

Погибли А.В. Дятлов, С. Зайцев, Т. Пещук, С. Марченко, И.Н. Бенсман, В.Д. Баркетов.

Воинам Красной Армии, работникам депо, павшим за свободу и независимость нашей Родины, посвящен обелиск, установленный в сквере у дома администрации предприятия.

 


Мемориал погибшим работникам депо – воинам Красной Армии

 

 

Литература.

1.      Иванов М.Д. Московский трамвай: страницы истории. – М., 1999.

2.      Газета «Московский транспортник» от 28 июня 1941 г.

3.      Газета «Московский большевик» от 6 июля 1941 г.

4.      ЦАМО, ф. 58, оп. 977523, д. 39

5.      ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, дд. 1100, 1203