Одним из основных направлений работы органов системы профилактики является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Своевременное выявление детей, не получающих образование, а также причины «прогулов», терпеливая, настойчивая работа с «трудными детьми», умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками, - является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся.
Пропуски уроков способствуют возникновению трудностей у школьников в освоении учебных дисциплин, последующего нежелания учиться, а также постепенному прекращению посещения образовательного учреждения. Однако, «нежелание учиться» скорее следствие, чем причина.
А причины, как показывает практика, разнообразны: бродяжничество, напряженные отношения с одноклассниками, педагогами, родителями дома и в школе, соблазнительные рекламы развлекательных заведений, чувство одиночества и ненужности дома и в школе, препятствия со стороны родителей или уклонение их от своих обязанностей, выбытие с родителями без школьных документов и многое др.
За неоднократные и систематические пропуски учебных занятий обучающийся ставится на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы. Родители, не уделяющие должного внимания воспитанию и обучению, т. е. не устроившие ребенка в образовательное учреждение, а также не принимающие надлежащих мер для посещения ребенком образовательного учреждения, предупреждаются об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования. Информация о них передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.