
Три года назад Анастасии — она живет недалеко от Ростокинского акведука — по семейным обстоятельствам пришлось надолго уехать из Москвы. Оставляя ключи знакомым, она попросила их присматривать за квартирой, разрешила даже сдавать, чтобы из полученных денег оплачивать ЖКУ. А вернувшись, обнаружила, что за всё это время не было оплачено ни одной квитанции...
— На октябрь месяц прошлого года у меня было 150 тысяч рублей долга, — говорит Анастасия. — А работы не было — до декрета работала администратором в торговой фирме, но там не выплатили зарплату.
У женщины трое детей. Чтобы выжить, пришлось продать машину.
— Пошла в ГБУ «Жилищик» — объяснять, что платить нечем, денег нет. И услышала: «А к нам дворником пойдете?»
Сейчас Анастасия моет подъезды в семи домах, зарплата около 30 тыс. рублей. Из них 10 тысяч каждый месяц она перечисляет в счёт погашения долга. ГБУ «Жилищник» района Ростокино заключил с ней договор о реструктуризации части долга — выплате в рассрочку. И тогда никаких санкций!
В «Жилищнике» готовы предложить работу и другим гражданам, оказавшимся в должниках из-за сложной жизненной ситуации, пишет «Звездный бульвар».
Задержка по квартплате до трех месяцев считается случайностью. Свыше трех — уже нарушение. А шесть месяцев и больше — повод подать на должника в суд.
В среднем не оплачивают коммунальные услуги вовремя 20-30 процентов жителей. В результате общий долг по коммуналке в нашем округе составил 1 млрд. 130 млн рублей. Долги свыше шести месяцев есть по 16 667 лицевым счетам.
Один из наиболее действенных способов взимания платежей — рейды с участием судебного пристава.
Долговые ЕПД в почтовом ящике, объявления и списки должников на подъезде, автодозвон, приглашения обсудить способы выплаты, даже решения суда — на должника со стажем это не действует. А вот человек в форме, который звонит в дверь — это уже серьезно.
Судебные приставы ходят по квартирам с утра пораньше, когда люди еще не ушли на работу. В квартире на четвёртом этаже дома на улице Бажова, задолжавшей за ЖКУ 24 тыс. рублей, сначала долго не открывают. Потом — сонный голос из-за двери (кстати, она совсем новенькая, похоже, только что был ремонт): «А кто это?»
— Судебный пристав, по вопросу о задолженности.
— Я не одета...
— Так оденьтесь, мы подождем.
Девушка в халате, открывшая через пару минут, представляется родственницей хозяев квартиры. А сами они, по ее словам, в длительном отъезде.
— Какой, вы говорите, у них долг? Я оплачу, давайте квитанцию.
Через два часа счёт был оплачен. Осталось взять справку об отсутствии — точнее, о погашении задолженности — и отвезти её в службу судебных приставов.
Должников часто пугают тем, что не удастся выехать за рубеж. Но так ли часто те, кто не платит за квартиру, ездят за границу?
Куда неприятнее другая санкция: вставляешь в банкомат карточку, а она заблокирована. Или вместо ожидаемой зарплаты или пенсии — на счету несколько рублей.
Принудительное взыскание долга с банковского счёта активно применяют в Марфине, Южном Медведкове, других районах.
— Счета неплательщика арестовываются по решению суда, исполнительные листы с указанием задолженности передаются из суда прямо в банк, — говорит юрист ГБУ «Жилищник» района Марфино Михаил Гайдаров. — Если средств достаточно, сумма долга снимается с карточки сразу, если нет — по частям, по мере поступления зарплаты, пенсии, других доходов...